МКШ-2018, проекты

Список проектов тридцатой летней сесии МКШ.

Авиатор

samolet-na-radioupravlenii

Возраст участников: любой (от 8 до 108 лет)

Наставник: Кутрухин Н.Н.
Ассистент: Марченко А.

Описание: Как и почему летает самолет (а крыльями не машет)? Из каких основных частей состоит? Каким образом управляется? Что определяет подъемную силу самолета (и, кстати, что это вообще такое), а также его скорость? Как собрать самолет (модель) самому и научиться им управлять? На все эти вопросы проект «Авиатор» дает самый что ни на есть практический ответ.

Цель с позиции участников: Понять, почему летает самолет, собрать радиоуправляемую модель и научиться держать ее в воздухе.

Цель с позиции наставника: Введение  в основы аэродинамики и в базовые понятия авиаконструирования. 

Комментарии: На разном уровне подготовки слушателей проект можно реализовать в принципиально разных вариантах:

  1. Опора на практическое конструирование и летные испытания.
  2. Опора на теоретическое изучение основ аэродинамики и применение этих знаний на практике — вплоть до испытаний в аэородинамической трубе.
  3. Опора на роботизацию управления и автоматизацию каналов связи, вплоть до системы передачи видеоданных с «видом из глаз пилота».
 
 

Кристаллы

Кристаллы

Возраст участников: 5-10 класс

Наставник: Морозова Наталья Игоревна
Ассистент: Морозов Николай Владимирович 

Описание: Что такое кристаллы? Слова «кристалл» и «хрусталь» – исторически однокоренные, но бывают кристаллы, которые вовсе не похожи на прозрачный хрусталь с ровными гранями.

Цель с позиции участников: Вырастить кристаллы и узнать, почему они такие красивые

Цель с позиции наставника: 

  1. становление и развитие экспериментальных навыков (работа с весами, мерной посудой, растворами, нагревательными приборами, микроскопом)
  2. развитие представлений о симметрии и геометрического воображения вообще
  3. формирование связей между первичными характеристиками вещества (строение атомов и молекул) и свойствами вещества (температура плавления, растворимость, форма кристаллов…) 

Области исследования: 

  1. Зависимость размера и формы кристаллов от условий
  2. Выращивание кристаллов разными способами
  3. Зависимость формы кристаллов от природы вещества и использование ее в хим. анализе

Основной метод – эксперимент. Во 2-й половине развития проекта подключается теория строения вещества.

 


 

Осада крепости

 Пушка

Возраст участников: 9 – 13 лет

Наставник: Ширков Петр Дмитриевич
Ассистенты: Боженко Д., Пугачева П.

Описание: Пушки осажденных менее скорострельны, чем у нападающих. На какую высоту надо поднять орудия, чтобы удерживать неприятеля на безопасном для себя расстоянии?

Цель с позиции участников: Изучить от чего зависит дальность стрельбы орудия и найти необходимые зависимости в виде формул.

Цель с позиции наставника: Введение в основы физического эксперимента и математическое моделирование. 

Основные этапы: 

  1. Краткое изучение истории фортификации на Руси.
  2. Планирование и проведение экспериментов по стрельбе на горизонтальной поверхности; математическая обработка экспериментов.
  3. Экспериментальное изучение зависимости дальности стрельбы от высоты расположения орудия, скорости вылета снаряда и угла наклона ствола.

Для младшей группы:

  • Проектирование макета крепости. 
  • Создание макета крепости. 

 


 Сам себе спасатель

Спасатель

Возраст участников: 10-15 лет

Наставник: Дьяченко Анна

Описание: Миф или реальность — неверные стереотипы оказания первой помощи. «Как» и «почему» о человеческом организме.

Цель с позиции участников: Научиться оказывать первую помощь пострадавшему, узнать интересные факты о строении и функционировании организма человека.

Цель с позиции наставника: Сформировать у участников навыки оказания первой помощи, основываясь на физиологии человека; выстроить логические цепочки: действующий фактор → изменения в организме → нарушение структуры/функции → необходимые действия для восстановления структуры/функции

Основные этапы: Используется игровой метод, метод моделирования, визуализации. На каждом этапе ставится задача и обсуждаются пути её решения (= оказание помощи) в качестве инструмента теоретического решения выступают знания происходящего патологического процесса.

Исходя из исходных знаний и желаний участников, возможна коррекция общего плана с поиском ответов на интересующие вопросы, моделирование тех или иных ситуаций.

 

 


Литературная археология


Литературная археология

Возраст участников: 5-10 класс

Наставник: Устинов Алексей Валерьевич

Описание: Какие предметы взял с собой на необитаемый остров Робинзон Крузо и почему? Какие магические предметы обладают своим собственным характером в эпопее про Гарри Поттера и в чем особенности этих характеров? Чем мир Нарнии отличается от обычного и что бы вы взяли из него в свой мир? 

Цель с позиции участников: Исследовать художественный текст в качестве исторического источника: выявить зафиксированные в тексте объекты материальной и духовной культуры, описать своеобразие изображения природы и окружающего мира, описать упомянутые в тексте локации и выстроить систему их взаимодействия, определить свойственную произведению морально-этическую систему.

Цель с позиции наставника: Показать студентам возможность разнообразных подходов к освоению текста помимо знакомства с событийно-сюжетной канвой. Как максимум – дать представление о взаимосвязи материального мира художественного произведения с его образной системой, помогающей глубже понять морально-этическое содержание художественного памятника. Сведение в единый текст итогов исследований различных произведений позволит студентам увидеть многообразие подходов в построении образных систем в художественных произведениях различных эпох и стилей.

Основные этапы, методы и инструменты:  Проект состоит из 3 этапов: вводного, исследовательского, заключительного.

  1. На первом этапе студенты под руководством наставника составляют схему исследования, определяют структуру исследовательских приоритетов, изготавливают соответствующие вспомогательные материалы (таблицы, схемы и т.п.).
  2. На втором этапе студенты проводят исследование текстов с постоянной фиксацией результатов и составлением соответствующих таблиц и т.п. Исследование состоит в свою очередь из следующих блоков, сформированных в соответствие с недельным расписанием: (1: Материальный мир; 2: Локации и пространство; 3: Добро и Зло).
  3. На третьем этапе студентами проводится обобщение проведенной работы и готовятся выводы в виде тезисов
Комментарии: Проект предполагает достаточную гибкость в подходе к выбираемым произведениям. Предполагается, что студентам будут предложено несколько книг на выбор: «Жизнь и приключения Робинзона Крузо», «Приключения Незнайки и его друзей», «Гарри Поттер и Философский камень», «Гарри Поттер и Тайная комната», «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», «Хоббит, или Туда и обратно» и др.



Домашнее станкостроение

Домашнее станкостроение

Возраст участников: 12-17 лет

Наставники: Зеленков Юрий, Ширков Петр Дмитриевич.

Ассистент: Маслов Сергей.

Описание: Можно ли собрать станок для обработки материала своими руками, да ещё и из подручных средств? Какое качество обработки при этом можно получить?

Цель с позиции участников: Спроектировать и собрать многофункциональное устройство – портативный станок с ЧПУ

Цель с позиции наставника: Освоить основы проектирования и конструирования, включая различные степени формализации моделей.

Основные этапы, методы и инструменты: Изучение устройства простейших станков; выбор функционала и проектирование МФУ; Создание графической модели МФУ и его макета; выбор материалов для финальной конструкции; изготовление элементов корпуса и сборка станка; апробация МФУ.